Похороны Лидии Ивановны Крупениной
9 марта в большом зале Новосибирского Государственного академического театра оперы и балета проводили в последний путь Народную артистку Советского Союза, выдающуюся балерину Лидию Ивановну Крупенину.
Торжественное прощание было организовано похоронным домом «Некрополь» в сотрудничестве с руководством и коллективом Театра оперы и балета .
Гроб с телом Лидии Крупениной был выставлен на главной сцене оперного театра. Сотни учеников, коллег, поклонников таланта балерины пришли, чтобы отдать дать памяти замечательной актрисе и педагогу.
Соболезнования родным и близким усопшей на траурном митинге выразили заместитель Губернатора Новосибирской области А.П. Титков, Мэр города А.Е Локоть, Директор Новосибирского государственного хореографического училища А.В. Василевский, Прима-балерина Новосибирского театра оперы и балета А. Жарова, Генеральный директор Новосибирского театра оперы и балета В.А. Кехман. Во время траурного митинга были зачитаны некоторые телеграммы, поступившие в адрес театра, в частности от Министра культуры Владимира Мединского, Народного артиста России Александра Калягина.
Церемония прощания прошла в удивительно теплой атмосфере в сопровождении негромкой музыки и выступления квартета музыкантов. После минуты молчания под аплодисменты зала гроб с телом Лидии Крупениной торжественным шествием был вынесен за кулисы, занавес закрылся.
Лидия Крупенина захоронена на главной аллее Заельцовского кладбища Новосибирска.
Ведущий траурной церемонии, Сергей Борисович Якушин, сказал в своем обращении к участникам похорон:
Вся творческая жизнь Лидии Крупениной посвящена главной балетной сцене Сибири. Она родилась 1 ноября 1928 года в Москве. В 1947 году, по окончании Московского государственного хореографического училища при Большом театре СССР, была приглашена в только что открывшийся Новосибирский театр оперы и балета.
11 сентября 1947 года в па де труа из «Лебединого озера» состоялся ее сценический дебют на огромной новосибирской сцене, масштабы которой всегда приводили ее в восторг и восхищение. Она дебютировала ярко, взялась за работу с небывалым упоением, и уже в первый сезон танцевала Раймонду в одноименном балете Глазунова.
Ярким прорывом для молодой балерины стала Эсмеральда в 1953 году. Её триумф в этой партии привел к появлению в новосибирском театре новой прима-балерины. Её репертуар стремительно пополнялся: Одетта-Одиллия в «Лебедином озере», Аврора в «Спящей красавице», Китри в «Дон Кихоте».
Известный балетмейстер Юрий Григорович посчитал за честь осуществить оригинальную для Новосибирского театра постановку балета Прокофьева «Каменный цветок», в котором Хозяйку Медной горы виртуозно исполнила Лидия Ивановна.
Вчера на этой сцене прошёл спектакль «Пламя Парижа» в память о выдающейся балерине 20-го столетия Лидии Крупениной. Так совпало, премьера этого балета состоялась ровно 65 лет назад 17 марта 1951 года. Заглавную партию в нём исполнила Лидия Крупенина.
Лидия Крупенина родилась москвичкой. Прожила в столице 18 лет. Студентке хореографического училища при Большом театре сопутствовала удача. В 1941 году она танцевала амурчика в Дон Кихоте вместе на одной сцене с легендарной Месерер, исполнительницей роли Китри. Именно в тот год начинающая балерина дала себе слово – исполнить партию Китри на сцене Большого. Её мечта сбылась. Многие годы она блистала в этой роли на сцене большого театра Сибири, 3-й балетной сцене Советского Союза.
По окончании училища Лидия колебалась между Ригой и Горьким, куда её приглашали ведущие балерины, она выбрала Новосибирск, самую большую сцену страны и часто признавалась, не пожалела.
Именно Крупенина ввела в моду в Новосибирске партнёрствовать с мужем – Юрием Гревцовым. Лидия Ивановна считала одним из своих главных достижений на новосибирской сцене – разрушение запрета на бездетность балерины. Балеринам запрещали иметь детей. Но после рождения сына Анатолия Лидия Ивановна говорила: «Я стала по-другому танцевать… Более эмоционально, более выразительно, более мягко. Я вела партии, словно у меня раскрылась душа.»
Вся жизнь Лидии Ивановны прошла на этой сцене. Здесь же она встретила и свою любовь. Заслуженный артист Российской Федерации Юрий Гревцов встретил войну в 12-летнем возрасте, он был сыном полка, юным разведчиком, дошёл до Берлина. Сейчас звучит мелодия, как символ любви и преданности двух счастливых танцоров…
Лидия Крупенина всегда считала себя счастливым человеком. Быть счастливым в её понимании – это главное попечение и забота любого из нас. На вопросы журналистов «В чём смысл жизни?» Лидия Ивановна без тени сомнения отвечала: «Ковать счастье. А оно невозможно без созидания, любви, творчества и огромной силы воли».
Для самоконтроля Лидия Крупенина сопровождала всю свою жизнь одним и тем же вопросом: «Кому со мной хорошо?». Она была всегда дружелюбной, добропорядочной. Свидетель Великой Отечественной войны, Лидия Ивановна отчётливо знала и неукоснительно следовала всем качествам русского советского офицера: честь, достоинство, доблесть, безграничная любовь к Отчизне.
Своим коллегам Лидия Крупенина являла собой лучший пример беззаветного служения искусству. Ей рукоплескали в разных города страны, она блистала на ведущих балетных сценах мира.
В 1967 году страна по достоинству оценила избранный талант и преданность профессии балерины – Лидия Ивановна Крупенина была удостоена высшей награды – Орденом Ленина.
Лидию Ивановну Крупенину по праву можно назвать Почётным гражданином Новосибирска. Она единственная балерина, которая танцевала 33 года на большой сцене Сибири. До самого последнего времени Лидия Крупенина работала репетитором в своём любимом театре, где она неустанно многие годы передавала весь свой богатейший опыт и традиции великой московской школы балета.
Пусть светлая память о легендарной балерине Крупениной Лидии Ивановне сохранится в наших сердцах и в памяти города на долгие годы…