Погребальные обряды славян
В украинском и русском погребальном обряде сохранилось множество черт, характерных для древних славянских погребальных ритуалов. Поскольку точных сведений о них в летописных источниках не осталось, следует попытаться реконструировать обряд на основе этнографических данных, отделяя христианские наслоения в ритуальном комплексе от более ранних черт, оставшихся с языческой поры.
Древнейшие погребения на территориях, заселенных славянскими племенами, происходили по обряду ингумации. Но в начале нашей эры он был вытеснен обрядом кремации, просуществовавший вплоть до окончательного вытеснения язычества христианством.
Основными видами ингумационного погребения можно назвать следующие:
1. погребение умершего в позе эмбриона, которое встречается в древнейших захоронениях, теоретически связанных с праславянскими племенами. Такие погребения преимущественно безинвентарные.
2. погребение в гробу, которое связано уже с христианской традицией.
Относительно обряда кремации, можно выделить следующие его виды:
1. Трупосожжение на стороне с:
а) дальнейшим закапыванием пережженных костей умершего в пределах общего могильного комплекса. Такие погребения бывают безинвентарные или же с одиночными предметами. Различают погребение:
• В урнах.
• Безурновое – пепел умершего просто ссыпают в могильную ямку в пределах комплекса.
б) дальнейшим развеиванием праха
;
2. Трупосожжение непосредственно на месте погребения:
а) с возложением тела покойного на костер;
б) с разжиганием погребального костра над телом покойного. В таких случаях чаще всего сначала строят «домовину» – своеобразный «дом мертвых» – над которой складывают костер (характерным примером может служить курган Черная Могила в Чернигове). Оба подвида погребений являются инвентарными.
Вплоть до принятия христианства наиболее распространенной формой погребения было курганное. Многие курганы, исследованные учеными, имеют вокруг кольцевые ровики. Одна из особенностей курганов – деревянные погребальные ящики-камеры в курганах и деревянные ограждения вокруг курганов. Камеры имеют три стены, а у входа вкопаны два столба. Многие имеют деревянную крышу из нескольких плах. На месте установки камеры разводили огонь, очищая место для осуществления захоронения. В ровики, а если их не было, то прямо в грунт устанавливались столбы. Они оконтуривали курган, а прерывались у входа в камеру. На месте будущего кургана ставилась камера в восточной части будущей насыпи, поближе к краю. Устанавливалась деревянная ограда. Остатки сожжения очищали от пепла, золы и укладывали в горшок. Качество горшков плохое, что свидетельствует о специальном производстве погребальной посуды. К месту погребения приносили горшки с единой и питьем. Горшки устанавливали в камеру и начинался процесс создания кургана. В это время разбивалась посуда, обломки которой постоянно встречаются в насыпи при ее раскопках. Камера имела доступ: вход в нее заслонялся камнем или деревянной стенкой. Когда умирал еще один представитель семьи, рода, камера принимала новые остатки сожжения, посуду для питья и пищи. Хороня умерших, славяне клали с мужчиной оружие, конскую упряжь, забитых коней, собак, с женщиной — серпы, сосуды, зерно, забитую скотину и домашнюю птицу. Тела умерших возлагали на костер, веря, что с пламенем их души попадут сразу в небесный мир. В случае если хоронили знатного человека, вместе с ним убивали несколько его слуг, причем только единоверцев — славян, а не иноземцев, и одну из его жен — ту, которая добровольно соглашалась сопровождать мужа в загробный мир. Готовясь к смерти, она наряжалась в лучшие одежды, пировала и веселилась, радуясь будущей счастливой жизни в небесном мире. Во время погребальной церемонии женщину подносили к воротам, за которыми на дровах лежало тело ее мужа, поднимали над ними, и она восклицала, что видит своих умерших родичей и велит поскорее вести ее к ним.
Похороны завершались стравой — пиром-поминками и тризной — воинскими состязаниями. И то и другое символизировало расцвет жизни, противопоставляло живых умершим. Тризна занимает довольно важное место в погребальном обряде. Она не является простым поминовением умершего. В принципе она является ничем другим, как пиром в честь усопшего, который сопровождается военными играми или соревнованиями. Возможно, что вознаграждением за победу в этих соревнованиях была часть богатства покойного. Вероятно, такая разновидность поминок по умершему встречался лишь среди родовой знати и высокопоставленных княжих дружинников.
Другой вид тризны встречается среди простого населения –поминовение умерших в цикле годовых календарных обрядов. По свидетельству Г.Костомарова, во время празднования Красной горки люди приходили на могилы предков, приносили пищу и напитки и устраивали праздник в честь умерших.
В мифологии с погребальным обрядом были связаны божества ветра (Стрибог, Вий) и солнца. Ветер раздувал костер, а солнце доставляло души усопших в мир теней, поэтому особое значение придавалось времени погребения (восход солнца, закат или ночь) и ориентации могилы при трупоположении. С погребением были связаны такие животные как петух, лошадь, собака. Сборщиком тел погребенных являлся змей. В «Слове о полку Игореве» упоминаются Карна и Жля (Желя), которые готовят погребение погибших воинов, их имена реконструируют из слов «корить» и «жалеть» («жальник» — погребальный курган). В «Слове святого Дионисия о жалеющих» сказано о поведении при погребении: «Есть ли отшедшим отселе душам тамо какая польза от жаления? Дьявол жалению учит и иным бо творит резятися по мертвых, а иных в воде топитися нудит и давитися учит». Упоминаются также белые траурные одежды женщин и обряд резать лица и рвать на себе волосы.
Желя — вестница мертвых, богиня скорби и жалости, похоронного плача, провожающая на погребальный костер. Сестра Карины. Дочь Мары и Кощея.
Треба: поминальные милодары.
Известна из «Слова о полку Игореве»: «за ним кликну Карна и Жля, поскочи по Русской земли» (в первом издании памятника, в более ранней рукописной копии, — слитное написание: Карнаижля). Сходное обозначение обрядов «желенья и каранья» (в обратном порядке) встречается в перечислении различных языческих обрядов в списке 17 в. древнерусского «Слова некоего кристолюбца…». По-видимому, Карна образовано от глагола карити (ср. др.-рус. «карить по своей сестре» в смысле «оплакивать»); Желя — древнерусское обозначение плача.
Карина — славянская — богиня плакальщица, сопровождает погребальные обряды, витает над полями сражений, тоскуют в местах упокоения усопших вместе с Желей, своей сестрой.
Известна из «Слова о полку Игореве»: «за ним кликну Карна и Жля, поскочи по Русской земли» (в первом издании памятника, в более ранней рукописной копии, — слитное написание: Карнаижля). Сходное обозначение обрядов «желенья и каранья» (в обратном порядке) встречается в перечислении различных языческих обрядов в списке 17 в. древнерусского «Слова некоего кристолюбца…». По-видимому, Карна образовано от глагола карити (ср. др.-рус. «карить по своей сестре» в смысле «оплакивать»); Желя — древнерусское обозначение плача.
Учитывая вышесказанное, можем сделать вывод, что погребальный обряд – это крайний обряд жизненного цикла. Но, в сознании наших предков, окончание земной жизни не означало окончания существования человека, ведь в славянских представлениях о душе было место и представлению озагробном мире, жизнь в котором является точным отображением земной. Можно сделать вывод, чтопогребальный обряд имел целью помочь человеку избавиться от всего, что задерживало его душу на земле и облегчить его переход к загробному существованию.
http://osoznanie.org